Подъем на водяном клине

Мало найдется людей, которые не любят водные просторы, миллионы людей ежегодно отправляются на морские курорты или в речные круизы. Тысячи частных яхт, лодок и катеров базируются на приморские города, бороздят озера и реки. Я и сам за свою жизнь совершил несколько круизов по нашим рекам – Лене, Днепру, Волге. Незабываемые ощущения! А отдыхая на Черном море, я всегда считаю отдых удавшимся, если удалось совершить прогулку на яхте по морю. А еще я отдых на море люблю потому, что помогают сбросить вес. Легкая диета, постоянный моцион, пребывание на воздухе способствуют похуданию. В остальное время работа моя связана офисом и работой за компьютером, а потому и проблема, как сбросить вес, весьма актуальна. Главное, как я сам считаю – правильная диета, но и физические упражнения очень важны.

Но ведь кроме удовольствия, водный транспорт имеет и огромное экономическое значение – это самый дешевый транспорт для перевозки грузов. Не зря в нашей северной стране, не смотря на то, что многие реки по многу месяцев стоят замерзшие, печные перевозки только увеличиваются. А представьте, насколько бы стала удобна российская речная сеть, если бы удалось связать между собой не только реки европейской части, но и Сибири и Дальнего востока. Однако дело это сложно и дорогое (мешают возвышенности и расстояния) – нужно рыть новые каналы и сооружать при этом дорогостоящие системы шлюзовых сооружений, которые съедят всю прибыль расширения водной транспортной сети.

А если обойтись вообще без шлюзов? По крайней мере французы уже давно поднимают свои речные суда по каналам без всяких шлюзов с помощью водяного клина.

Не только маленькие дети, с помощью лопаток перегоняющие воду из одной лужи в другую, но и взрослые, наблюдающие за их игрой, наверное, никогда не задумывались над тем, что перед их глазами совершенно новый принцип подъема судов. Французские инженеры использовали этот принцип, соорудив «водяную горку» на реке Гаронна недалеко от Тулузы. Когда выяснилось, что для подъема судов на 13 м потребуется не менее пяти шлюзов, специалисты предложили совершенно новое решение. Основа устройства — бетонный желоб длиной 440 м. В него входит стальная перегородка с неопреновыми уплотнениями, которую два мощных локомотива могут быстро передвигать вдоль желоба. В крайнем нижнем положении перегородка поднимается, и судно входит под ней в устье желоба. Затем перегородка опускается, и внутри желоба оказывается водяной клин длиной около 100 м, на поверхности которого находится судно. После этого локомотивы со скоростью 4,8 км/ч поднимаются вверх по откосу и гонят подвижной плотиной воду и судно до верхнего бьефа. Здесь открываются ворота, судно идет дальше своим ходом, а устройство готово к приему нового корабля.

Теперь все идет в обратном порядке. Водяной клин вместе с судном под действием собственной тяжести скатывается вниз под горку, толкая перегородку и оба локомотива, моторы которых выполняют теперь роль электромагнитных тормозов.

Подъем или спуск, который при обычных шлюзах потребовал бы двух часов теперь производится за семь минут. А производит всю операцию один человек, вместо десяти.

Добавить комментарий