Инструкции по заполнению жалобы с телефоном и адресом суда

В
какой срок можно подать жалобу?

Европейский Суд принимает жалобу к рассмотрению, в шестимесячный срок с момента
вынесения окончательного решения по делу судебной инстанцией России.
Окончательными в России Европейский суд считает решения, вынесенные судом
второй инстанции (апелляционным или кассационным).

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если:
— она является анонимной;
— она является аналогичной той, которая уже была рассмотрена судом, или
является предметом другой процедуры международного разбирательства;
— суд сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов
к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы;
— пропущен установленный шестимесячный срок;
— в ней просто излагается несоответствие практики или законодательства
государства-участника положениям Конвенции.

Итак, перед подачей жалобы гражданину необходимо убедиться, что соблюдены пять
обязательных формальных требований Европейского суда по правам человека:

1. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем
должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права и,
прежде всего судебные средства такой защиты.

2. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после
окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

3. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее
Протоколами.

4. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае,
когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные
личные претензии.

5. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты
ратификации Конвенции Россией. То есть жалобы на нарушения, имевшие место до 5
мая 1998 года признаются неприемлемыми до их рассмотрения по существу.

Первоначальную жалобу гражданин вправе написать на русском языке и от руки.
Секретариат Европейского суда, получив такую жалобу, заводит предварительное
досье и направляет заявителю обязательный для заполнения бланк жалобы с
инструкцией (ст.34 Конвенции).
Дата поступления в Секретариат суда первоначальной жалобы считается датой
подачи жалобы.

Заполненный бланк жалобы является официальным юридическим документом, и
правильность его заполнения может повлиять на весь ход рассмотрения дела в
Европейском Суде.
Несоблюдение условий заполнения бланка может привести к отказу в регистрации
жалобы.

Что нужно обязательно указать в официальном бланке жалобы?

1. Данные заявителя и его представителя.
2. Государство или государства – участники Конвенции, на действия или упущения
которых подается жалоба.
3. Содержание жалобы и конкретные положения Конвенции, о нарушении которых идет
речь.
4. Перечислить в хронологическом порядке факты и доказательства, имеющие
отношение к делу.
5. Перечислить все относящиеся к делу документы и, прежде всего решения
внутригосударственных судебных или любых иных компетентных органов по вопросам,
затрагиваемым в жалобе.
6. В заключение указывается, какое решение заявитель ожидает и сумму
возмещения, которую он хотел бы получить. Указывая в жалобе сумму ожидаемой
(обоснованной) компенсации, заявитель должен осознавать, что необоснованные им
суммы судом к возмещению назначены не будут.

Объем жалобы без приложений не должен превышать десяти листов. В случае
превышения данного объема к жалобе необходимо приложить краткое резюме.

Заявитель обязан заполнить полученный из Секретариата суда формуляр жалобы и
направить его обратно в Секретариат вместе с копиями требуемых документов в
течение шести недель, считая с даты отправления формуляра Секретариатом Суда.
Задержка с ответом трактуется Судом как отказ заявителя поддерживать свою
жалобу.

Что нужно приложить к жалобе?

1. Обязательным приложением к жалобе являются копии решений судов,
доказывающие, что заявитель использовал все внутригосударственные средства
правовой защиты, и что с момента вынесения окончательного решения компетентным
внутригосударственным органом прошло менее шести месяцев.
2. Доверенность, оформленная заявителем на лицо, представляющее его интересы.

Прилагаемые документы обратно не возвращаются.

Секретариат Европейского суда, получив заполненный официальный бланк жалобы,
присваивает делу рабочий номер и передает его в Комиссию, решающую вопрос о приемлемости.
В случае вынесения Комиссией решения о признании жалобы приемлемой, дело
передается в секцию суда для рассмотрения по существу.
Комиссия также определяет, на каком из официальных языков Европейского Суда
будет рассматриваться дело.
Суд вправе учесть аргументы заявителя, изложенные в жалобе, и вести
рассмотрение дела на русском языке.
Несоответствие официальной жалобы требованиям, предъявляемым Европейским Судом,
может послужить формальным основанием для вынесения Комиссией о приемлемости
решения об отказе в рассмотрение дела.
Такое решение будет окончательным и не позволит заявителю подать жалобу
повторно.

Рассмотрение жалобы после регистрации.

Если жалоба признана приемлемой, Суд начинает ее рассмотрение по существу.

 

 

Официальный адрес Европейского Суда по правам человека, по которому направляется жалоба:

Monsieur le Greffier de la Cour europeenne des Droits de l’Homme Conseil de
l’Europe F – 67075

STRASBOURG

CEDEX
Tel: 33 (0)3 88 41 20 18
Fax: 33 (0)3 88 41 27 30
Internet: www.echr.coe.int

Также обратите внимание на следующие темы: