Знание закона – не блажь, а необходимость

«Я живу честно, в полиции не был, с прокурорами дела не имел, поэтому в законах ничего не понимаю,— с некоторой даже обидой сказал один из десятиклассников, у которого мы выясняли, что ему известно о законодательстве. Он был не одинок. Мы опросили многих школьников; около половины из них так или иначе варьировали этот ответ.

Однажды мы стали свидетелями такого эпизода: ученики 9 класса отвечали на наши анкеты. Вошла учительница. Подойдя к одному из юношей, она увидела, что он ответил на большинство вопросов. «Откуда ты, Витя, знаешь законы? — спросила она.— Наверное, дружишь со всякой шпаной? Я вот не могла бы ответить ни на один вопрос». Парень покраснел и поспешил заверить учительницу, что законы он тоже «не знает, а пишет то, что думает». Обратите внимание: Виктор стал отрицать свое знакомство не со «шпаной», а с законом. Конечно, это крайний взгляд на правовую осведомленность, но, поскольку он существует, о нем приходится говорить.

К сожалению, большинство родителей, воспитателей, подростков воспринимает закон односторонне, только как систему запретов. Между тем в обществе он не только и не столько закрепляет запреты и ограничения, сколько утверждает права и обязанности граждан во всех сферах жизни. Роль закона прежде всего созидательная, воспитывающая, формирующая. Не зная требований закона, член общества будет значительно чаще попадать в конфликтные ситуации и с трудом находить выход из них.

Опрос убедил нас в том, что школьники почти незнакомы с действующим у нас законодательством и не знают функций прокуратуры, суда, полиции и других органов, непосредственно связанных с охраной прав и законных интересов молодежи.

Но, выяснилось, что правовая осведомленность родителей ничуть не лучше, чем у их детей. Можно себе представить, сколько возникает лишних трудностей, хлопот и переживаний, когда им приходится трудоустраивать сына или дочь, переводить из одного учебного заведения в другое, оспаривать исключение из вуза, увольнение с работы и т. д. Порой таким родителям кажется, будто решение принято исключительно по субъективному желанию должностного лица, хотя этот работник действовал строго по закону. И затевается ничем не обоснованная тяжба, травмирующая и родителей, и подростка, отнимающая напрасно силы, время — да и нервы — у многих втянутых в нее лиц. И конечно же, многого можно было бы избежать, знай родители и подростки основы нашего законодательства.

Конечно, нельзя допускать, чтобы жизнь людей, а тем более молодых, в правовом отношении напоминала путь слепого, единственный поводырь которого — здравый смысл. Чтобы человек стал настоящим гражданином своей Родины, надо раздвинуть узкие рамки непосредственно окружающего его мира, заставить ощутить себя участником более сложных и широких социальных отношений, всесторонне и четко регулируемых правом.

Таким образом, существенная часть процесса формирования молодого поколения — это усвоение требований закона и осознанное следование им. Не случайно еще в Древней Греции и Риме детей уже в раннем возрасте знакомили с законодательством. Вообще идея о правовом воспитании не нова. Петр I говорил о необходимости перевода «книг юриспруденции». Екатерина II в «Наказе» (1767 г.) считала важным предписать, «чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат». Правда, это осталось всего лишь пожеланием.

Совершенно очевидно, насколько серьезна проблема правового воспитания и как важно последовательное ее решение в нашей стране.

Сейчас рассматриваемую проблему нередко сводят только к правовому просвещению или, что еще уже, только к преподаванию в школах основ права. Речь же должна идти о правовом воспитании — об организованном, систематическом, целенаправленном воздействии на личность. Мало познакомить ребят с законами, важно, чтобы они осознали правильность положений закона, его справедливость, были убеждены в необходимости неуклонного исполнения закона.

На наш взгляд, правовое воспитание в школе должно осуществляться уже с первых классов и заниматься им следует прежде всего педагогам. Безусловно, для этого они должны пройти специальную подготовку. Огромное значение имеет личный пример старших и, естественно, правовая и нравственная практика самого подростка.

Педагог, который перед приходом комиссии на урок заранее распределяет роли отвечающих, вносит существенный «вклад» в формирование среди учеников искаженных убеждений. Ребята начинают верить, что если это выгодно, то дозволены и искажения в отчетности, и приписки, и неискреннее поведение. Десятки хороших лекций не устранят вред, причиненный одним плохим примером.

Не менее показательно и другое. Каждый пятый из опрошенных нами старшеклассников не считал нецензурную брань в общественном месте правонарушением. Основание: «взрослые тоже ругаются, и ничего с ними не бывает», «я знаю, что за такие действия к ответственности никого не привлекают». А ведь по закону нецензурная брань в общественных местах считается мелким хулиганством и наказывается арестом до пятнадцати суток или штрафом от пятисот до одной тысячи рублей рублей. Вот вам случай, когда отрицательный пример и пассивность взрослых прививает подросткам мысль, что есть законы, выполнять которые необязательно. Но еще Петр I говорил: «Всуе законы писать, кои выполнять не будут».

Иногда правовое воспитание молодежи ведут, уделяя преимущественное внимание анализу теоретических понятий и концепций. Конечно, отрицать важность общетеоретических положений нельзя, но, очевидно, полезнее будет исходить из типичных жизненных ситуаций. Правовое воспитание должно приобщать молодого человека и к будущим социальным ролям: работника, супруга, родителя и т. д.

Весьма распространена и такая ошибка, когда упор делается на разъяснение одних только прав или только обязанностей. Часто бывает, например, когда очень много внимания уделяется, по выражению А. С. Макаренко, «неумеренному упражнению детей в осуществлении потребностей», когда «право на счастливое детство» трактуется как свобода от обязанностей. Упоминание лишь о правах воспитывает иждивенчество, безответственность, а только об обязанностях — может сформировать гражданскую пассивность, безынициативность и безучастность к общественной и социальной жизни. Если граждане не будут знать и уметь отстаивать свои права, их судьба во многом станет зависимой от тех, кому легче будет в отдельных случаях злоупотреблять этими правами. С другой стороны, чем лучше усвоены права и способы их защиты, тем меньше станет фактов неисполнения обязанностей. Ведь защищая свои законные права, каждый тем самым способствует наиболее полному исполнению своих обязанностей другими лицами.

Мы уже говорили о необходимости уважительного отношения к законам и органам их охраны. Но и замалчивание нарушений законности — недопустимое явление. Следует показывать, что виновные в этом подлежат наказанию и фактически наказаны, а устранение нарушений возможно именно благодаря режиму законности.

К сожалению, до сих пор родители и педагоги играли в правовом воспитании ребят очень малую роль. Лишь 15 процентов из тысячи опрошенных нами старшеклассников называли их в качестве источников информации о праве. Подавляющее большинство ссылалось на сверстников, «взрослых знакомых», «неясные слухи».

Многим из опрошенных нами юношей и девушек представления об уголовно-правовых запретах известны только в пределах элементарных требований «не убей», «не укради». Более половины не знало даже о том, что ношение и изготовление финских ножей, кинжалов и иного холодного оружия — преступление, Только 56 процентов опрошенных назвали преступным поведение лица, не сообщившего о совершенном на его глазах разбойном нападении. И основывались они при этом лишь на своих представлениях и здравом смысле, а не на знании закона.

Уголовное преследование нередко трактуется только как отношения между потерпевшим и правонарушителем, а не как деятельность государства, защищающего общество и личность от преступных посягательств. Мы предложили ребятам разрешить такой казус: «Николай и Андрей на танцах поссорились. Николай решил отомстить Андрею и после окончания вечера жестоко избил его около клуба. Во время следствия Николай и его родственники уговорили потерпевшего простить Николая и подать заявление о том, чтобы дело прекратили. Андрей такое заявление подал. Должны ли в этом случае прекратить дело?» И около 40 процентов отвечавших сказали, что должны. Они не знали, что почти обо всех преступлениях, за очень небольшим исключением, уголовные дела возбуждаются и ведутся, независимо от заявления и желания потерпевшего. Существование среди нас человека, который крадет, хулиганит, причиняет увечья, небезразлично для всего общества, а не только для того, у кого он украл, кого избил или оскорбил.

Уголовный кодекс содержит перечень действий, которые запрещены государством под страхом уголовного наказания, потому что они причиняют существенный вред общественным интересам и законным интересам граждан. И уже сама по себе угроза уголовного наказания может быть вполне достаточным и действенным средством для того, чтобы удержать от совершения преступлений.

Порой подростков даже оберегают от осознания личной ответственности. Встречаются, например, статьи в газетах, убеждающие, что «подростков за правонарушения строго не наказывают», что «Фемида смотрит на них добрыми глазами». Следует ли после этого удивляться, что почти все опрошенные школьники считали максимальной мерой наказания несовершеннолетнего «два-четыре года в колонии»? А ведь максимум наказания по закону—10 лет лишения свободы. Не случайно на вопрос, кто должен отвечать за хулиганские действия несовершеннолетнего, 50 процентов ответили, что, наряду с ним,— учителя и родители, и только 17 процентов правильно сказали, что ответственность несет сам несовершеннолетний. Добавим еще, что две третьих опрошенных школьников завышали на два-четыре года возраст, с которого их можно привлекать к уголовной ответственности. Они даже не знали, что за большинство тяжких совершаемых преступлений подростки по закону несут уголовную ответственность с 14 лет.

Повышение уровня правового сознания граждан и, прежде всего, подрастающего поколения — важнейшая и неотложная задача, и можно смело утверждать, что завтрашнее состояние законности в стране во многом зависит от правого воспитания молодежи сегодня.

Добавить комментарий