Челночный бизнес

В начале девяностых годов экономика России, как и других бывших республик СССР, находилась в глубоком кризисе. Предприятия и организации в массовом порядке закрывались, магазины встречали посетителей огромными очередями и пустыми полками. В этот период множество наших сограждан приносили документы в бюро переводов и нотариус заверял их для выезда на постоянное место жительство в Израиль, Канаду, Германию, США, латиноамериканские страны.
Тем же, у кого такой возможности не было, приходилось придумывать способы выживания в таких экстремальных условиях. Поскольку экономический кризис совпал с поднятием железного занавеса, у бывших советских граждан появилась возможность ездить в Польшу, Китай, Турцию и т.д. И, если раньше, из таких турпоездок редкие счастливцы привозили с собой чемоданы импортных вещей для себя и своих семей, то в 90-е годы началось массовое паломничество за границу с целью покупки вещей для последующей перепродажи. Так родился челночный бизнес, который стал характерной приметой этого десятилетия.
Новоявленные бизнесмены покупали всевозможные товары, в первую очередь заботясь о их окупаемости. На качество внимания почти не обращалось – жители СНГ были неизбалованны и обычно «клевали» на яркую упаковку и завлекательные этикетки. Наиболее предприимчивые делали перевод паспорта и отправлялись в дальние края ОАЭ, Индию и другие страны, а некоторые просто приезжали на выходные в Москву, чтобы закупиться на огромных столичных рынках, где цены были в несколько раз ниже, чем в провинции.
Челночным бизнесом в те времена занимались практически все – преподаватели, инженеры, научные работники. По некоторым данным товары ввозили около двадцати процентов активного населения, причем в отдельных районах (города Дальнего Востока, Калининградская область) этим занимался каждый второй взрослый житель.
Именно деньги наших сограждан способствовали росту экономики разных стран, в том числе Польши, Турции, Китая, Вьетнама и т.д. Во многих городах этих государств возникали рынки и целые кварталы, где шло обслуживание русских туристов. Никакой переводчик вьетнамского, китайского или турецкого был не нужен, местные жители вскоре начали прекрасно объясняться на ломаном русском языке.
Постепенно среди челноков выделилась своя элита, они уже постоянно не мотались за границу сами, а держали своих представителей. Впоследствии эти бизнесмены стали основателями нескольких крупных сетей по продаже кожанных и меховых изделий, мобильных телефонов и бытовой техники.

Добавить комментарий